| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
В 1926 году была зарегистрирована американская автомобильная компания «Pontiac», специализирующаяся на выпуске автомобилей среднего класса. Марка была задумана как одно из подразделений концерна «Дженерал Моторс», который стремился занять все возможные классы на автомобильном рынке Соединенных Штатов Америки, предлагая для каждого класса свой собственный бренд. Однако история марки «Понтиак» началась намного раньше.
В 1907 году Эдвар Мерфи, владелец компании «Понтиак Багги» из города Понтиак, задумал реорганизовать свою фирму по выпуску конных экипажей, для чего предложил сотрудничество одному из основоположников американского автомобилестроения Алансону Брашу, имевшему огромный опыт работы в фирме «Кадиллак». Результатом работы двух энтузиастов стал в 1908 году автомобиль Pontiac Spring, оснащенный двухцилиндровым силовым агрегатом, мощностью 12 лошадиных сил при весе в полтонны. Однако всего через несколько месяцев, в ноябре 1908 года, компания «Понтиак» была продана фирме «МоторКар», которая объединив свои производственные мощности с технологической структурой «Понтиак», сменила название на «Окленд Мотор Компани».
В 1915 году автомобильная общественность вновь услышала имя марки «Понтиак», когда были представлены несколько прототипов новых автомобилей. Впрочем, проект застопорился, а новыми владельцами марки «Окленд» стали акционеры «Дженерал Моторс», и в 1926 году фирма сменила название на «Понтиак Дивижн», войдя в состав одного из крупнейших автоконцернов Соединенных Штатов Америки.
Автомобили компании «Понтиак» должны были занять вакантное место в модельном ряду марки «Дженерал Моторс», которая производила бюджетные модели под маркой «Бьюик» и роскошные авто под брендом «Шевроле». Всего через несколько месяцев работы, в конце 1926 года была представлена такая модель – двухдверный автомобиль Pontiac Coach, оснащенный съемной крышей и 2,9-литровым шестицилиндровым силовым агрегатом, мощностью 40 лошадиных сил. В 1927 году была представлена версия Коач в кузове четырехдверного седана. В том же году, в состав фирмы «Pontiac» вошла марка «GMC», специализирующаяся на выпуске грузовых автомобилей. В 1928 году силовой агрегат модели Понтиак Коач был заменен на новую версию, мощностью в 48 лошадиных сил, но продажи морально устаревшей модели на фоне Великой Депресии, ознаменовавшей упадок автомобильного рынка США, постепенно стали снижаться.
В 1929 году была представлена модель Pontiac Six, построенная на абсолютно новой платформе, которая в последствие легла в основу модельного ряда марки «Воксхолл». Под капотом автомобиля расположился 3,2-литровый двигатель, мощностью 60 лошадиных сил. Благодаря сохранению стоимости менее 900 долларов, всего за полгода было продано более 120 тысяч экземпляров данной модели. В 1932 году на базе модели Six была построена модель Понтиак 302, оснащенная восьмицилиндровым мотором, мощностью 85 лошадиных сил. К 1939 году было выпущено несколько модификаций моделей 6 и 302, но существенные конструктивные обновления коснулись лишь силовых агрегатов. А после начала Второй Мировой Войны, компания «Понтиак» полностью переключилась на выпуск грузовых автомобилей для нужд армии Соединенных Штатов Америки и развозных фургонов, карет скорой помощи для социальных нужд.
В 1948 году, когда концерн «Дженерал Моторс» сумел выделить необходимую сумму для возобновления работы марки «Понтиак», началось производство довоенных моделей, которые получили незначительные изменения в дизайне. Абсолютно новый и первый послевоенный автомобиль компании был представлен лишь в 1950 году. Модель получила название Каталина, но самым главным ее успехом стала установка первой на территории США автоматической коробки переключения передач, доступной рядовому покупателю. В 1953 году были представлены модификации моделей Понтиак с гидроусилителем руля и набирающим популярность кузовом хардтоп. Благодаря минимальным вложениям и максимальной эффективности от них, компания вновь стала постепенно занимать свою прежнюю долю на рынке, составив серьезную конкуренцию моделям компании «Форд».
В 1955 году был представлен среднеразмерный универсал Pontiac Star Chief, построенный на базе Шевроле Номад. Однако модель имела более жесткую подвеску и две модификации трансмиссии – механическую коробку передач с силовым агрегатом мощностью 173 лошадиных силы и автоматическую с силовым агрегатом мощностью 180 лошадиных сил. Невысокая цена и сравнительно экономичные двигатели обеспечили «Понтиак» таким спросом, что в 1956 году встал вопрос о создании второго завода, который бы позволил избавить дилеров от очередей на модель Star Chief, растянувшихся на два года вперед. Кроме того, в 1957 году правительство Соединенных Штатов Америки заключило соглашение с концерном «Дженерал Моторс», согласно которому начались поставки Pontiac Star Chief для всех медицинских учреждений крупных городов страны в модификации кареты скорой помощи.
1960е годы ознаменовались для компании «Понтиак» золотым веком, когда конструкторское бюро возглавил инженер Джон Делориан, позднее ставший главой компании. Его идея заключалась в создании максимально мощного и недорого автомобиля, который бы пришелся по нраву молодежи. Так и был представлен первый в мире мускул-кар Понтиак GTO, представлявший собой пакет опций, установленных на стандартную модель Понтиак Темпест. Под капотом среднеразрменого двухдверного хардтоп седана был расположен восьмицилиндровый 6,5-литровый силовой агрегат, мощностью в 325 лошадиных сил. Далее последовали модификации аэродинмаческого обвеса для модели GTO, сделав ее конструкцию классической для всех будущих спортивных автомобилей, выпущенных в Соединенных Штатах Америки.
Однако следующее десятилетие погрузило компанию «Понтиак» в настоящий экономический кризис, после того, как начались проблемы с поставками ближневосточной нефти по всему миру. Покупатели на американском автомобильном рынке перестали выбирать тяжелые и мощные модели марок «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторс», предпочтя компактные, недорогие и экономичные автомобили японских автопроизводителей, что привело к закрытию целого ряда заводов американских компаний. Стараясь выправить положение, концерн «Дженерал Моторс» заключил соглашение с японской маркой «Мицубиси», в результате чего, инженеры компании «Понтиак» смогли разработать и представить собственный компактный экономичный автомобиль – модель Pontiac Fiero, внешне напоминающий автомобили итальянской марки Феррари и оснащенный 1,8-литровым силовым агрегатом.
Дальнейшая судьба марки описывается историками автомобилестроения США, как затяжное пике, окончившееся гибелью. С 1979 года, когда до предела обострилась конкуренция на автомобильном рынке Соединенных Штатов Америки, а бюджетные автомобили марки «Бьюик» заняли сегмент среднего класса, компания «Понтиак» была переведена на выпуск роскошных автомобилей, представлявший собой модернизированные внешне модели марки «Шевроле». Вплоть до 2008 года, весь модельный ряд компании полностью повторял линейку автомобилей «Шевроле» для американского рынка, после чего наступил экономический кризис, и концерн «Дженерал Моторс» был вынужден признать себя банкротом.
Однако после получения помощи и частичной продажи акций, компания «Дженерал Моторс», где полностью сменилось руководство, сумела наметить новый план развития в 2009 году, путем масштабной реструктуризации. В том же году грузовое отделение «GMC» перешло под полный контроль марки «Шевроле», а работники фирмы «Понтиак» были уведомлены о том, что до начала 2010 года они будут находиться в административном отпуске, после чего перейдут на работу в фирмы «Кадиллак» и «Бьюик». За время остановки производства на заводах марки было полностью обновлено все оборудование двух ее заводов, после чего было объявлено о том, что с 1 января 2010 года компания «Понтиак» будет закрыта, ввиду нерентабельности производства.