| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
Румынский автомобильный завод, или «ARO», был основан в 1957 году для производства внедорожных автомобилей для национальной армии Румынии и вооруженных сил Венгрии. Первый автомобиль компании «ARO», получивший название IMS-57 был представлен в том же 1957 году. Модель была разработана на основе советского внедорожника ГАЗ-69, ремонтом которого занимался завод в годы войны, до того, как был реорганизован.
За долгую историю «ARO» было выпущено лишь 3 модели, однако каждая из них получила большое количество заводских модификаций. ARO IMS-57 представляла собой компактный рамный внедорожник с металлическим жестким кузовом, который производился в период с 1957 по 1963 год тиражом в 833 экземпляра ежегодно. Модификация IMS-57 M59 имела длинную базу и каркас для крепления мягкой крыши, число посадочных мест составляло 5, как и в стандартной версии, впрочем, присутствовала возможность установки двух небольших скамей, на каждой из которых могли расположиться по 3 человека. Правда, чаще всего, задняя часть кузова использовалась как большой багажник, в котором перевозили оборудование и мелкогабаритный груз.
К моменту снятия с производства IMS-57 в 1975 году, были доступны 5 различных модификаций, последняя из которых М461 использовалась командованием румынской армии для быстрого перемещения, благодаря укороченной базе автомобиль имел лучшие характеристики для передвижения по бездорожью среди всех конкурентов, выпускающихся в те же годы.
В 1972 году была представлена вторая модель компании – ARO 24, модификации которой должны были не только сменить морально устаревший 57й, но и поступить в широкую продажу в Восточной Европе. Первая модификация – внедорожник ARO 240 был разработан по примеру военных Land Rover Defender и представлял собой компактный автомобиль высокой проходимости для нужд армии. Модель 243, представленная в 1980 году, была семиместным авто на удлиненной базе от «Mitsubishi». Она позиционировалась как гражданский внедорожник массового потребления, но из-за слишком высокой цены, были закуплены лишь 500 автомобилей для высшего руководства Румынии, Венгрии, Сербии и Индонезии. Тем не менее, в компании это расценили это как большой успех, и производство 243 было локализовано в Венесуэле и Китае. К слову, именно ARO 243 стала образцом для создания первых внедорожных автомобилей Китая, но это произошло намного позднее. В 1989 году на смену ARO 243 пришла модель 244, которая обрела большую популярность в странах Африки и просуществовала без каких-либо изменений до 2006 года.
К слову, ARO 243 стала базой для модели 246, которая активно использовалась пожарными, полицейскими службами всех стран Восточной Европы, а ежегодное производство достигало 600 экземпляров. В 1985 году была представлена ARO 328, которая, по задумкам инженеров компании, должна была стать надежным междугородним такси, но из-за слишком высокой цены лишь правительство могло позволить себе серьезные закупки данной модели.
Проведя небольшое исследование, руководство «ARO» пришло к выводу, что стоит расширять свое присутствие на автомобильном рынке Восточной Европы и охватить как можно большую аудиторию покупателей. Так, в 1986 году были представлены сразу две модели на базе ARO 24 – 33 и 243. Первая представляла собой кузов от 24й и открытую заднюю часть, на которую можно было установить небольшой фургон и использовать в перевозках крупных грузов или открытый кузов, получив небольшой и экономичный пикап. Модель 243 была удлиненной и более дорогой версией 33й, за исключением того, что отсутствовала возможность модернизации – автомобиль поставлялся исключительно в кузове пикап.
Кроме того, в 1980 году началось активное сотрудничество с компанией «Dacia», которая поставляла «ARO» бензиновые и дизельные двигатели, но самым важным преимуществом было то, что Дача была известная в странах Западной Европы, а новые экспортные рынки были крайне важны для «ARO». Так, в 1983 году была представлена модель ARO 10, которая представляла собой компактный внедорожник, который в наши дни можно было бы отнести к классу кроссоверов. Автомобиль не нашел своего покупателя в Румынии, но под именем Dacia Duster стал самым продаваемым европейским автомобилем в Великобритании. Кроме того, продажи модели были начаты в Испании и Франции, где автомобиль составил конкуренцию компактным внедорожникам Suzuki.
В 1991 году была представлена пятидверная версия ARO 10, получившая название ARO 11.4, автомобиль имел постоянный полный привод и турбодизельный двигатель от компании «Dacia». Однако модели для внутреннего рынка Румынии оснащались первым, самостоятельно разработанным силовым агрегатом «ARO».
В 1997 году была представлена версия пикап, которую сразу же стали закупать страны Африки и Южной Америки, а так же ООН для перевозки гуманитарной помощи. Дела компании пошли в гору, но к 2003 году «ARO» была вынуждена снять с производства 10ую и 11ую модели, чтобы полностью сосредоточиться на производстве военной техники, которую в большом объеме стало закупать правительство Румынии для продажи в Китай и Вьетнам.
В 1999 году компания ARO выпустила собственный турбодизельный силовой агрегат TDX. Современная ARO представлена двумя модельными рядами – 24 и 10. Собирают автомобили в Румынии, Польше, Португалии и даже в Намибии. Кроме того, большое количество компаний по всему миру используют в производстве агрегаты ARO.
Тем не менее, внезапно начавшийся экономический кризис в Румынии в 2006 году вынудил компанию объявить о своем банкротстве. Завод был выкуплен французским концерном Рено, кроме того, новые хозяева приобрели многолетнего партнера «ARO» – «Dacia» и запустили производство первых бюджетных хэтчбеков и седанов, которые в наши дни хорошо известны на территории России как Renault Logan и Renault Sandero.
Модели ARO