| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
Компания «Ajokki Oy» - это финский производителей коммерческих автомобилей, существовавший с 1942 по 1989 годы, разрабатывавший собственные проекты. Фирма была создана в начале войны как совместное кузовное производство двух компаний - «Vaino Paunu» и «Tampeeren Liikenne Oy». Также, среди акционеров-основателей были «Lauttakylan Auto», «Matka-Auto», «Satakunan Liikenne» и «Savonlinja». Начало деятельности совпало со Второй мировой войной, и армии потребовалось много грузовиков; фирма производила их с двигателями, работавшими на древесном газе. Первым генеральным директором фирмы был Ниило Ломма.
Фирма начала свою деятельность в городке Тампер (юг Финляндии, провинция Пирканмаа). Название предприятия Ajokki не имеет какого-либо особенного значения. Переводится оно просто и понятно – «транспортное средство» или «средство передвижения». Изначально, компания специализировалась на производстве специальных кузовов и автобусов.
Несмотря на то, что продукция компании в военное время была весьма востребованной, приходилось преодолевать много трудностей, связанных с нехваткой материалов, рабочих, качественного оборудования. Фирма даже не имела своего собственного завода, и первое время арендовала помещения для производства транспорта. Правда, покупка собственного завода не заставила себя долго ждать, и уже в начале весны 1943 года Ajokki работает на своих площадях. Фирма не выпускает грузовые авто для нужд армии, занимается ремонтом шасси автобусов, грузовиков, такси и другой техники. Под конец 40-х годов фирма уже крепко стоит на ногах, штат рабочих насчитывает около 130 человек.
После войны «Ajokki Oy» стала заниматься производством автобусов, хотя это было весьма трудно в условиях дефицита металла. Количество сотрудников фирмы выросло более, чем до 200 человек.
В 1952 году фирма переживает большое потрясение – почти все производственные площадки были уничтожены ужасным пожаром. Компания быстро восстанавливает завод и продолжает заниматься производством грузовиков и проектированием автобусов. Первая модель автобуса с комбинированным кузовом из металла и дерева появилась в 1955 году, а уже через два года фирма стала выпускать автобусы с полностью металлическим кузовом.
В 1956 году она стала крупнейшим производителем кузовов в Финляндии. Крупнейшим заказчиком «Ajokki Oy» было государство, закупавшее автомобили для почты, телеграфа, городского транспорта Хельсинки и Тампере.
В 1987 году компания «Ajokki Oy» перешла в собственность «Wiiman».
В 1989 году Ajokki совместно с Wimma Oy Delta Plan Oy вошли в состав большой финляндской компании с заводом в Lieto – Carrus Oy. Ровно через пятнадцать лет Carrus Oy вошёл в состав концерна Volvo.
Самые знаменитые специальные модели Ajokki: КамАЗ- Ajokki станция переливания крови, передвижные телевизионные станции КамАЗ- Ajokki «Магнолия 83А» серия 1 и 2.
История создания телестанции на колёсах следующая. Перед Олимпиадой 80 была построена партия передвижных телевизионных станций на шасси ЛиАЗов-677. «Начинка» станции была заказана в Литве. Всё необходимое оборудование с трудом помещалось в тесном автобусе ЛиАЗа, не говоря уже о работниках телевидения. После Олимпиады было принято решение заказать просторный кузов у Ajokki, а большое, грузоподъёмное шасси – у КамАЗа. После чего появились большие двойные фургоны серебристого цвета «Магнолия 83А» с шильдиками КамАЗ- Ajokki.
Станция переливания крови имеет кузов такой же, как у ПТС. Она была оснащена холодильниками для хранения крови и использовалась в зонах стихийных бедствий.